Запись телефонных разговоров. Виртуальная АТС и Asterisk.
В предыдущей статье мы рассмотрели различные варианты систем записи телефонных разговоров. Чтобы не повторяться, кратко резюмируем: систем записи телефонных разговоров разработано и выпускается довольно большое количество, разных ценовых категорий, типов снятия сигнала и принципов работы. Можно подобрать как оборудование для уже имеющейся телефонной системы, так и спроектировать с нуля. В последнем случае шансы получить наиболее широкие возможности системы записи повышаются при правильном выборе типа АТС, которую планируется установить. Ведь если для систем записи типа Sprecord и аналогичных, со снятием сигнала с каждой отдельной телефонной линии, внешней CO или внутренней Ext. по отношению к АТС использование возможно как на внутренних, так и на внешних портах, вопрос только в уровне затрат — каждый Ext. записывать отдельно – обойдется дороже, то для системы записи с потока E1 вопрос размещения оборудования для записи даже не стоит – его можно разместить только на внешнем порту, перед вхождением E1 в потоковую плату АТС.
Универсальной же система записи является у IP АТС, проприетарной, например Avaya, или построенной на свободной платформе, например, Asterisk или FreePBX. Запись производится непосредственно внутри функционала IP АТС, что облегчает выбор, какие соединения записывать, какие вынести за рамки, а также используемые дополнительные условия, например, производить в целях экономии места запись только в рабочие часы компании, записывать с конкретного номера телефона, и так далее, в зависимости от требований потребителя услуги.
Как уже говорилось в предыдущей статье, проприетарные системы обходятся весьма дорого, и в процессе установки, и при дальнейшей эксплуатации, а также привязывают вас к конкретному поставщику услуг по настройке, наладке и обслуживанию данной системы.
Системы типа Asterisk позволяют получить аналогичный функционал, в том числе и в отношении систем записи разговоров, как и проприетарные, причем ощутимо дешевле. Запись может производиться как непосредственно на сервер, на котором установлена система телефонии Asterisk, так и на отдельно выделенный раздел сервера хранения данных. Срок хранения определяется размером выделенного под хранение записей разговоров места на носителе информации, количеством каналов, с которых ведется запись, выбранным форматом сохранения звуковых файлов.
По аналогичному принципу построена запись телефонных разговоров на Виртуальной АТС, облачной системе, когда весь функционал располагается не на сервере, расположенном в офисе пользователя, а удаленно, в облаке. Такие системы получают все более широкое распространение, в силу простоты использования, небольшой стартовой стоимости подключения, особенно для небольшого офиса. Намного, как принято выражаться, бюджетнее, приобрести несколько новых IP-телефонов. Еще проще – использовать несколько аналоговых телефонов в случае соответствия условиям акции «Голосовой шлюз – бесплатно», и использовать Виртуальную АТС, оплачивая достаточно небольшую абонентскую плату за нее, чем сразу же потратиться на приобретение оборудования, на установку, настройку и, например, защиту питания для установки аппаратной IP АТС на платформе Asterisk. При этом, в случае установки Asterisk необходимо заранее закладывать в бюджет на оборудование расходы на приобретение и установку в сервер жестких дисков большего объема с учетом требований по длительности хранения записей разговоров.
В случае использования Виртуальной АТС размер места, выделяемого под хранение записей, определяется выбранным тарифным планом. В случае, если выделенного объема окажется недостаточно, его можно увеличить, подключив соответствующую услугу.
Таким образом, с технической точки зрения системы записи телефонных разговоров для аппаратной реализации, например, IP АТС Asterisk, и Виртуальной АТС, размещаемой удаленно, весьма похожи. Отличия только в распределении расходов на обеспечение записи телефонных разговоров. В случае IP АТС Asterisk средства затрачиваются сразу, зато впоследствии затраты больше не требуются, за исключением случаев выхода оборудования из строя. Это решение подойдет для средней или крупной компании, или компании, собирающейся расширяться.
В случае же Виртуальной АТС преимущество состоит в уменьшении разовых расходов, «размазывании» их по периоду использования, что позволяет снизить пиковую финансовую нагрузку на пользователя. В зависимости от выбранного тарифного плана и количества внутренних абонентов место, выделенное для сохранения записей телефонных разговоров, входящее в абонентскую плату, может оказаться достаточным, что положительно скажется на экономии средств. К недостаткам относится увеличение стоимости эксплуатации по мере расширения используемого функционала, или увеличения количества внутренних абонентов. В определенный момент миграция на аппаратное решение станет экономически обоснованной.
Современный уровень развития технологий, а также разработанный и внедренный компанией Мультиком функционал позволяет, в случае необходимости, при укрупнении компании совершить миграцию с Виртуальной АТС Мультиком на систему IP АТС Asterisk Мультиком с минимальными затратами сил и времени.